Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 2

Архитектура раннего христианства и визинтии

Дальнейшая эволюция

Со времени Юстиниана в византийской архитектуре начинает преобладать идея купольности, проявившаяся уже в константинопольской базилике Святой Ирины (ок. 530 г.). В качестве основного типа византийского храма утвердилась компактная постройка с центрическим планом (крестово-купольный храм), хотя отдельные базиликальные постройки продолжали строиться в Греции вплоть до падения империи в середине XV века.

На западе Европы базилика продолжала оставаться базовым типом храма и в Средние века. В каролингских базиликах на смену колоннам пришли столбы (пилоны) прямоугольного сечения, были выделены трансепт и контрапсиды, а над средокрестием стали возводиться башни. По мере того, как над базиликами всё чаще надстраивались башни (вестверки), вместо былой протяжённости зодчие стали ценить вертикальную устремлённость храмов.

Это переосмысление эстетических установок получило дальнейшее развитие в романских и готических храмах. Для базилик XI—XII веков характерно членение протяжённого внутреннего пространства на ряд компартиментов. В районе Рейна распространился тип романской базилики с двумя хорами, на востоке и западе, причём вход располагался по сторонам в боковые нефы.

Как пример базиликального храма в России можно рассмотреть храм преподобного Сергия Радонежского по проекту архитектора Фридриха Августа Штюлера, 1873, являющийся бывшей лютеранской кирхой

Возвращение к идее древней базилики проповедовали некоторые зодчие-эклектики XIX века; примером может служить базилика Святого Мартина в Туре. В США наиболее точным приближением к римской базилике считается в пенсильванском городке Маккиспорт, освящённая в 1888 году. На территории России нет ни одного базиликального храма классического типа (хотя в византийскую эпоху такие здания строились в Херсонесе).

Как и где выбрать специю

Главное при выборе базилика, чтобы он был не только свежим, но и безопасным для здоровья. Если трава выращивалась промышленно, есть риск содержания в ней больших количеств химических веществ и неорганических удобрений. Покупать приправу лучше всего у проверенных продавцов на рынке или в магазинах экологически чистой фермерской продукции.

При выборе нужно обращать внимание на цвет листьев, упругость, выраженный аромат, отсутствие налета, пятен, грязи, плесени, других видимых дефектов. Не стоит брать приправу с неравномерной окраской или желтыми прожилками, вялыми или потемневшими листьями, имеющие трещины, надрывы, наросты, гниль

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Basilica  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Basilica»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Полезные свойства

Еще с древности люди заметили, что базилик способен улучшать пищеварение и помогает при различных кожных болезнях. Со временем открывались все новые полезные свойства приправы, среди которых выделяют:

  • Антимикробное.
  • Антипаразитарное.
  • Обезболивающее.
  • Отвлекающее.

Восстановление кожного покрова и слизистой происходит значительно быстрее, благодаря дубильным веществам.

Органические кислоты регулируют биохимический состав крови, снижают сахар и холестерин, укрепляют стенки сосудов.

Камфора успешно используется для лечения заболеваний сердца, бронхов и легких. Использование базилика помогает добиться мягкого успокаивающего эффекта, налаживает работу сердца, предотвращает ишемию.

Лечение при помощи приправы показано в следующих случаях:

Болезни органов пищеварения. Секреция пищеварительных желез усиливается под действием эфирных масел, поэтому свежий базилик можно есть при отсутствии аппетита, повышенном газообразовании и вздутии, хроническим запорах и тяжести в желудке. Снижается воспаление при панкреатите, колите и гастрите любого происхождения. Приправа подавляет вредные микроорганизмы в случае пищевого отравления и налаживает нормальную микрофлору при дисбактериозе

Желающим сбросить лишний вес также стоит обратить свое внимание на базилик, поскольку он регулирует жировой обмен, ускоряет расщепление и выводит «плохие» жиры из организма.
Заболевания сердца и сосудов. Под действием веществ базилика повышается тонус сосудов, сердце начинает лучше снабжаться кислородом, при этом артериальное давление понижается.
Болезни нервной системы

Базилик помогает сконцентрировать внимание, улучшить память и наладить сон. Он часто применяется при депрессивных расстройствах, поскольку хорошо успокаивает и возвращает радость жизни. Им можно лечить головные боли, вызванные спазмами сосудов мозга.
Поражения кожи и слизистых. Приправа имеет свойство уничтожать микробы и восстанавливать поврежденные ткани кожи при ссадинах, ранах, царапинах, укусах, ожогах, грибковых заболеваниях, обморожениях, экземе, дерматитах, пролежнях, трофических язвах.
Простудные заболевания. Камфора действует на организм как натуральное отхаркивающее и жаропонижающее средство при кашле и воспалении легких. Эфирное масло лечит ангину, фарингит, ларингит, ринит, отит, гайморит, служит профилактикой гриппа и респираторно-вирусных инфекций.
Стоматологические болезни. Растение успешно справляется с зубной болью и проблемами десен, помогает при стоматитах и язвах на слизистой рта.
Суставные заболевания. Применение травы базилика помогает уменьшить боль и снизить воспаление при наличии проблем с суставами и мышцами, таких болезнях как артрит, артроз, миалгия, ревматизм.

Известны также способности базилика регулировать женский гормональный фон, смягчать протекание климакса и стимулировать потенцию. Приправа действует как натуральный афродизиак для мужчин.

История базилики

Первоначальная церковь на месте нынешней базилики была построена в конце V века. Сведения о почитании святого мученика Вонифатия, чьи мощи сохранялись в этой часовне, относятся к началу VII века. Последующая традиция связывает место постройки церкви с домом Евфимиана и Аглаиды — родителей святого Алексия, где прошли последние семнадцать лет жизни Алексия.

К X веку на Авентине сложилась большая греческая колония, ядро которой составили православные, бежавшие в Рим от преследований иконоборцев в VIII-IX веках. Богослужения в близлежащих церквах Санта-Мария-ин-Космедин и Сан-Джорджо-аль-Велабро велись по греческому обряду. В 977 году церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII бежавшему от мусульманских притеснений митрополиту Сергию Дамасскому. Сергий основал здесь монастырь, в котором жили монахи греческого и латинского обряда. С прибытием на Авентинский холм греческих монахов связывается почитание святого Алексия, имя которого появляется в римских святцах в X веке. В 986 году монастырский храм был освящен уже в честь двух святых — Вонифатия и Алексия.

Основанный Сергием монастырь, впоследствии известный как «Обитель Святых», в течение последующих веков являлся одним из духовных центров Италии, а его насельники вели миссионерскую работу в Восточной Европе. Самым известным из выходцев авентинской обители является святой Адальберт Пражский. С миссионерской деятельностью насельников обители связывается быстрое распространение почитания святого Алексия по всей католической Европе.

Главный престол базилики свв. Вонифатия и Алексия с мощами этих святых

В понтификат Гонория III (—), происходившего из знатной римской семьи Савелли, владевшей близлежащей крепостью Рокка-Савелли, церковь была перестроена в трехнефную базилику, боковые нефы которой были отделены от основного аркадами, опирающимися на восемь колонн с каждой стороны. При перестройке в 1216 году мощи святого Алексия человека Божия были обретены и помещены под главным престолом базилики. При этом же папе пол базилики, сохранившийся и при последующих перестройках, был выполнен в стиле Космати. Базилике покровительствовал и ещё один папа из семьи Савелли — Гонорий IV (—).

В 1426 году монастырь и базилика были переданы папой Мартином V ордену иеронимитов-обсервантов, которые владели ими в течение последующих четырёх веков. Иеронимиты внесли некоторые изменения в облик базилики в конце XVI-начале XVII веков, зафиксированные в книге «Il Tempio e monasterj dei Santi Bonifacio ed Alessio», написанной в 1752 году миланским аббатом Феличе Мариа Нерини (—). В 1587 году базилика была возведена в ранг кардинальской, то есть её титулярными наместниками становятся исключительно кардиналы.

Главный неф базилики свв Вонифатия и Алексия

Свой нынешний вид базилика святых Вонифатия и Алексия приобрела в результате значительной перестройки, предпринятой иеронимитами в преддверии юбилейного 1750 года и завершенной в 1755 году. Работы велись по проекту Джованни Баттиста Нолли (—) из Комо, а после его смерти были завершены римским архитектором Томмазо де Марки (—). Средства для перестройки были выделены титулярным кардиналом базилики Анджело Мария Кверини (—), епископом Брешии и «архивариусом святой Римской Церкви». В результате перестройки базилика приобрела нынешний барочный вид и размеры: 50 метров в длину, 23 — в ширину и 19 — в высоту. Были сохранены крипта и колокольня XII-XIII веков, а также венчающий тимпан византийский крест X века.

В 1846 году базилика святых Вонифатия и Алексия и монастырь были переданы папой Пием IX (—) нынешним владельцам -Братству клириков Сомаски. При них были завершены работы по отделке главного нефа под руководством Микеле Оттавиани и апсиды под руководством Карло Гавардини (—) из Пезаро.

Фото и описание

Аглонская базилика считается центром паломничества и католицизма в Латвии. Знаменитая базилика располагается в посёлке Аглона между городами Даугавпилс и Резекне, в Латгалии – восточном районе Латвии.

В 1699 году помещики Иева и Дадзиборг Шостовицкие призвали сюда монахов доминиканского ордена из Вильнюса, и в чудесном месте посередине озёр Циришу и Эглес возвели церковь из дерева. В 1768-1789 годах на месте старой церкви была построена кирпичная церковь в стиле барокко вместе с прилегающим к ней строением монастыря. Базилика была построена в честь Вознесения Богоматери. Икона Пресвятой Богородицы была размещена над главным алтарём. Она была создана в XVII веке неизвестным художником.

В 1863 году российскими властями был запрещен прием новых послушников в католические ордена. Под конец XIX века в Аглоне не стало последнего доминиканца, и церковь перешла в управление епархиальными священниками. В 1920 году был рукоположён первый епископ ил Латвии – Антоний Спрингович, который превратил Аглону в центр возрождённого Рижского епископства.

В июле 1944 года при наступлении фронта священник успел вывезти икону и сохранить ее в сарае на хуторе. Позже икона была возвращена в алтарь церкви.

В 1980 году Аглонская церковь отмечала свое 200-летие. И в честь такого праздника папа Иоанн Павел II присвоил ей статус «basilica minoris», что означает «малая базилика».

Двухбашенный барочный храм представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, чей пресвитерий (возвышение для алтаря) закрыт полигональной апсидой. Нижний ярус величественного главного фасада, ориентированного на юг, акцентирован многоколонным обрамлением порталов, которое напоминает театральную декорацию. В отделке крестовых арок, сводов, стен и столбов интерьера использованы, главным образом, рокайльные украшения, созданные по штукатурному слою в технике гризайль. Опоры сводов боковых нефов, которые имеют мощные базы и постаменты, интерпретированы как часть подпружных арок и лишены импостов и капителей.

В композицию двухъярусного центрального алтаря включены летнер, оконные проемы и сферическое перекрытие апсиды. Алтарь выделяется живописным расположением разномасштабных ордерных элементов, дополненных фигурами святых, рокайльными путти и декоративными деталями в стиле классицизма. Также классицизм просматривается в построении и убранстве боковых алтарей, расположенных на поперечной оси храма и кафедры. Во внутреннем убранстве сохранились живопись конца XVIII – начала XIX веков, деревянная скульптура и орган (XIX век).

Под управлением декана Андрейса Аглониетиса в 1992-1993 годах базилика и прилегающая к ней территория были реконструированы. В январе 1993 года в церкви был создан хор «Magnificat», состоящий из 40 участников (органистов, музыкантов, врачей, учителей со всей Восточной Латвии), дирижёром и художественным руководителем которого стала органистка Иева Лаздане. Репертуар хора состоит более чем из 200 произведений. Это – духовные хоралы, кантаты, псалмы, мессы и светская музыка. Хор принимает участие во всех важнейших церковных праздниках. Во время встречи движения Тезе в конце 1993 – начале 1994 годов хор «Magnificat» находился в Мюнхене. В 1996 году на Пасху хор навестил святые места Европы: Закопане в Польше, Aльтетинг в Германии, Лазалетт и Лурд во Франции, Монтсеррат в Испании.

9 сентября 1993 года в Аглоне побывал Папа Иоанн Павел II. Он отслужил Понтификальную Мессу, в которой принимало участие около 380 000 паломников.

Применение в кулинарии

Кухня средиземноморских стран традиционно не обходится без ароматной приправы. Здесь ее кладут в рыбные и мясные блюда, а иногда и сладкую выпечку. Итальянцы пекут с базиликом знаменитую пиццу. Употребление приправы активизирует процесс пищеварения, поэтому в качестве закуски к шашлыку или жирному жареному мясу она подходит идеально.

Устройте у себя на кухне маленькую Италию: на завтрак приготовьте брускетту с помидорами и базиликом, на обед — томатный суп, а вечером порадуйте родных вкусными спагетти.

Свежие листья служат прекрасным ароматизатором для огурцов, помидоров и баклажанов при засолке. Сушеный молотый базилик можно отыскать в составе смесей трав для салатов, теста и соусов. А также сделать такую приправу самостоятельно.

При смешивании оливкового масла с базиликом получается очень вкусная заправка для салатов. Только настаивать масло с приправой нужно не меньше 12 часов в холодильнике.

Дома легко сделать бутербродное базиликовое масло. Достаточно лишь смешать мелко порезанные листья растения с любым настоящим сливочным маслом.

Приправа хорошо сочетается с квашеной капустой, фасолью и спагетти, а также другими специями. Например, петрушкой, мятой, эстрагоном, шалфеем и . Не стоит класть его разве что в молоко и сладкие десерты, из-за резкого запаха. Часто траву применяют для ароматизации различных алкогольных напитков, коктейлей и полезного травяного чая.

Некоторые домохозяйки считают, что базилик – это кинза. На самом деле это два совершенно разных растения. Отличаются они как по цвету и форме листьев, так и по вкусу и аромату. Хотя зеленая кинза имеет такой же резкий пряный вкус и запах из-за большого содержания эфирного масла.

Свежий базилик найти не всегда удается, тогда приходиться думать, чем его можно заменить в рецептах. Базилик – специя, с которой не могут сравниться никакие другие приправы. В какой-то степени на роль заменителя подойдут орегано и тимьян (чабрец). Но запах у них все равно отличается, а такой массы полезных свойств нет.

Способ изготовления специи

Базилик – приправа, которую можно использовать свежей или сушеной. Заготавливают сырье после начала цветения, стебли срезают на высоте 12-15 см от земли. Сушат под навесом, в помещении с хорошей вентиляцией или в сушилке. Желательно связать траву в пучки и развесить.

Хранить следует в бумажных пакетах, укутанных сверху полиэтиленовой пленкой, чтобы не улетучивалось эфирное масло базилика. Можно сразу измельчить сырье и плотно закрыть в банках или контейнерах. Хранить приправу в таком виде допускается до двух лет.

Не теряет своих свойств и замороженный базилик. Листья отделяют от стеблей, моют чистой водой, просушивают на бумажном полотенце и помещают в морозильник на противне. После часа заморозки их складывают в пакет и оставляют в морозильнике для хранения.

Приправу для салатов и рыбы можно заморозить в виде пасты. Для этого промытые и высушенные листья измельчают в блендере, смешивают с оливковым маслом и помещают в формы для льда. Готовые кубики можно вынуть через 12 часов и убрать в пакет.

Есть еще один способ заготовки – засолка. Зелень без стеблей моют и режут на кусочки по 1 см. Затем в банке слоями пересыпают солью мелкого помола. Хранить такую приправу нужно в холодильнике

Важно при этом не переборщить с солью, иначе вкус будет безнадежно испорчен

Базилика

Христианство было официально признано в 313 г., когда римский император Константин, издал Миланский эдикт. К 326 г. оно стало официальной религией Римской империи. Византия, восточная часть Римской империи с новой столицей, Константинополем (ныне – Стамбул), протянулась от Милана и Кёльна на западе, до Сирии на востоке, Греции и Египта на юге. Христианство нуждалось в новых архитектурных формах, но первоначально была использована античная базилика с прямо-угольным залом для собраний, которая могла служить для различных общественных целей и не была связана с язычеством. Она прекрасно подходила для христианских богослужений.

Базилика была обычной прямоугольной в плане, с полукруглой апсидой с восточной стороны и входом – с западной. В апсиде располагался алтарь. Интерьер базилики делился двумя рядами колонн на три нефа.

Внешний облик раннехристианских базилик был чрезвычайно простым, например фасад базилики Св. Петра. Это также относится и к храмам Ближнего Востока, например, церкови V в. в Турманине. Она типична для Сирии, с широкой аркой входа и двумя соединенными колоннадой башнями над западным фасадом.

Стены базилик обычно были из кирпича или перемежающихся кирпича и бетона с облицовкой из камня. Тип зданий в виде базилики оказался очень удобным для церковной архитектуры. Он использовался как в ранних христианских постройках, так и в поздних, как в римских, так и в византийских. Трансепт – поперечный неф между апсидой и пространством продольных нефов. В плане пересечение трансепта и нефа образует латинский крест.

Базилика Св. Петра. Рим (319- 322 гг.)

Базилика Св. Петра построена в Риме при Константине над могилой св. Петра. Этот пятинефный храм с большим трансептом и нартексом был ориентирован с запада (где находилась апсида) на восток. Атриум – это большой перистильный двор, расположенный перед входом. За ним находился широкий притвор, или нартекс, куда допускались верующие, еще не принявшие крещение.

Интерьеры храмов

Простой внешний облик ранних христианских церквей (III-V вв.) контрастировал с роскошью интерьера. Легкие арочные колоннады и тонкие, с большими окнами стены среднего нефа казались хрупкими, нематериальными. Это ощущение подчеркивал еще и свет, падающий из окон и из апсиды. Стены были покрыты полированным мрамором, мозаикой и фресками. Мраморные колонны завершались позолоченными капителями. Пол был покрыт мраморной мозаикой, перекрытия позолочены. На всем этом играли блики света, подчеркивая переход от освещенной средней части к затененным боковым нефам. Апсида была украшена мозаикой с изображением Христа. В Риме капители, колонны и антаблемент часто переносились из античных построек. Апсида – полукруглый выступ, который находится в восточной торцовой части храма. Ее перекрывает полукупол или сомкнутый полусвод (конха). В апсиде находится часть алтаря.

Центральный и боковые нефы были разделены рядами колонн с аркадами, опирающимися на них. Аркада могла быть двухъярусной. Перекрытие боковых нефов было ниже, чем центрального, позволяя окнам в верхней части стен центрального нефа – клерестория – освещать помещение сверху.
Боковые нефы иногда имели второй ярус, или хоры. Часто женщины во время службы стояли на хорах; если их не было, то мужчины и женщины находились вместе.

Алтарь в храме был приподнят на несколько ступеней и отделен от центрального нефа парапетом и алтарной преградой. Алтарная часть – вима, предназначалась только для священника. Отсюда он мог проследовать к амвону. Амвон в раннехристианских и византийских церквях – кафедры, расположенные по сторонам хора или под центральным куполом. Символизирует камень у Гроба Господня. Обычно он был вырезан из камня и богато декорирован. Стены и пол многих церквей были декорированы мозаикой из цветных мраморов, составляющих орнаментальный геометрический рисунок.

Базилика святого Димитрия в Салонниках

В центральном нефе базилики Св. Димитрия в Салониках были использованы античные колонны и капители.
Эта капитель украшена листьями аканта и орлами. Над ней расположен импост – верхний камень столба, служащий опорой арки. Здесь – в виде четырехгранной перевернутой пирамиды.

The Orthodox basilica

The Orthodox church building serves basically as the architectural setting for the liturgy, for which converted houses originally served this purpose. In the fourth and fifth centuries, buildings were erected to facilitate baptism and burial and to commemorate important events in the lives of Christ and the saints. However, it was the building designed primarily to accommodate the celebration of the Eucharist that became the typical Christian structure—the church as we think of it today.

As early as the fifth century, church plans varied from one part of the empire to another. A church in, say, Syria or Greece and one in Italy or Egypt, were likely to differ noticeably. Most of these, however, were basilicas, long rectangular structures divided into three or five aisles by rows of columns running parallel to the main axis, with a semi-cylindrical extension—an apse—at one end (usually the eastern) of the nave, or central aisle. The altar stood in front of the central apse. A low barrier separated the bema—the area around the altar—from the rest of the church for the use of the clergy. Sometimes a transverse space—the transept—intervened between the aisles and apsidal wall. Just inside the entrance was the narthex, a chamber where the catechumens stood during the Liturgy of the Faithful. In front of the entrance was a walled courtyard, or atrium. The roof was raised higher over the nave than over the side aisles, so that the walls resting on the columns of the nave could be pierced with windows. From the beginning, less attention was paid to the adornment of the church’s exterior than to the beautification of its interior.

The Hagia Sophia today

The flat walls and aligned columns of a basilica define spatial volumes that are simple and mainly rectangular (except for the apse); they also are rationally interrelated and in proportion to each other, with a horizontal «pull» toward the bema, where the clergy would be seen framed by the outline of the apse. More dramatic spatial effects were made possible when vaults and domes, which had been common in baptisteries, mausolea, and martyria, were applied to churches.

The dome was put to its most spectacular use in Constantinople, in Emperor Justinian I’s great Church of the Divine Wisdom—the Hagia Sophia—raised in the phenomenally short time of less than six years (532-537). For many centuries, it was the largest church in Christendom. The architects, Anthemius and Isidorus, created a gigantic, sublime space bounded on the lower levels by colonnades and walls of veined marble and overhead by membranous vaults that seem to expand like parachutes opening against the wind. The climactic dome has 40 closely spaced windows around its base and on sunny days appears to float on a ring of light. The Hagia Sophia was later transformed into a mosque.

The Hagia Sophia is sometimes called a «domed basilica,» but the phrase minimizes the vast differences between the dynamism of its design and the comparatively static spaces of a typical basilica. No church would be constructed to rival Hagia Sophia; but the dome was established as a hallmark of Byzantine architecture, and it infused church design with a more mystical geometry. In a domed church, one is always conscious of the hovering hemisphere, which determines a vertical axis around which the subordinate spaces are grouped and invites symbolic identification with the «dome of heaven.»

Another famous Orthodox basilica is the Church of the Holy Sepulchre, also called the Church of the Resurrection by Eastern Christians, a Christian church within the walled Old City of Jerusalem. The ground on which the church stands is venerated by most Christians as Golgotha, the Hill of Calvary, where the New Testament says that Jesus was crucified. It is said to also contain the place where Jesus was buried (the sepulchre). The church has been an important pilgrimage destination since the fourth century. Today, it serves as the headquarters of the Orthodox Patriarch of Jerusalem and the Catholic Archpriest of the Basilica of the Holy Sepulchre.

References

  • Hibbert, Christopher. The House of Medici: Its Rise and Fall. Harper Perennial, 1999. ISBN 978-0688053390
  • Pergola, Philippe.Christian Rome: Past and Present: Early Christian Rome Catacombs and Basilicas. Getty Trust Publications, 2002. ISBN 8881621010
  • Scotti, R.A. Basilica: The Splendor and the Scandal: Building St. Peter’s. Plume, 2007. ISBN 978-0452288607
  • Tucker, Gregory W. America’s Church: Basilica of the National Shrine of the Immaculate Conception. Our Sunday Visitor, 2000. ISBN 978-0879737009
  • Vio Ettore, & Evans, Huw. The Basilica of St. Mark in Venice’.’ Riverside Book Company, 2000. ISBN 978-1878351555

Химический состав

Растение, в зависимости от вида, содержит до 5% ценного эфирного масла. В нем есть летучие ароматические соединения (основное место среди них занимает камфора), которые обладают следующими свойствами:

  • Подавляют рост грибков.
  • Угнетают болезнетворные бактерии.
  • Снимают воспаление.
  • Немного вяжут.
  • Действуют как местнораздражающее.

Кроме того, в химический состав базилика входят:

  • Полисахариды.
  • Фитонциды.
  • Зола.
  • Яблочная и аскорбиновая кислоты.
  • Дубильные вещества.
  • Жирные кислоты.
  • Калий.
  • Цинк.
  • Натрий.
  • Марганец.
  • Медь.
  • Железо.
  • Селен.
  • Кальций.
  • Фосфор.
  • Витамины В1, В2, В5, В6, В9, С, Е, К, РР, А.
  • Холин.
  • Бета-каротин.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации