Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 1

Эвфл

Первые шаги в мир литературы

С этого момента его жизни Пастернак начинает активную деятельность в литературных кругах. Вступая в различные литературные сообщества и поддерживая хорошие отношения с молодыми и давно признанными авторами, он постепенно вливается в общую атмосферу

В 1913 году произошло важное событие для писательской карьеры Бориса, некоторые из написанных им стихов были опубликованы в сборнике «Лирика»

Постепенно, начиная осознавать себя как писателя, молодой человек издает все больше своих работ, завоевывая уважение и внимание публики. В 1916 посетив Урал он издал «Поверх барьеров»

Через два года вся семья поэта по личным причинам вынуждена была отправиться жить в Берлин. Поддерживая активную переписку со своими родными, писатель знакомится со многими эмигрантами, в том числе писателями. В 1922 году одиночество поэта завершилось, и он заключает брак с Евгенией Лурье. Через год у пары появился сын Евгений, и пара отправилась гостить к родителям Пастернака в Берлин.

Вехи творческого пути

Первые строки автор написал ещё в 1909 году, но это был стартовый пробный опыт, в котором ещё не чувствовался единый стиль и цель. В 1913 году в Москве Борис начинает вращаться в литературных кругах и становится членом поэтической группы «Лирика». Раз ты поэт, то надо писать и в 1914 году свет увидел первый сборник стихов Пастернака под названием «Близнец в тучах». Позже эти первые стихи поэт серьёзно переработал. Также переработке подвергся и второй сборник «Поверх барьеров», который вышел в 1917 году.

В 1914 году пересекаются пути Пастернака и Маяковского, которого Борис позже назвал своей трагедией. Разные стили не стали помехой для взаимного уважения, ведь у Бориса и Владимира были схожие взгляды на жизнь. Именно Маяковский подтолкнул Пастернака к поиску своего стиля. Харизма Владимира стала стимулом для Бориса Леонидовича, он стал серьёзно относиться к творчеству и дорожить каждой строкой стихотворения.

Годом позже Цветаева, знавшая обоих поэтов, напишет, что:

Маяковский пытался быть везде, покрыть собой весь простор, Пастернак же хотел весь мир поместить внутри себя, оценить его и исправить.

Переосмысление пути не прошло даром и в 1922 году выходит сборник «Сестра моя – жизнь», который уже не подвергается переделке и признаётся поэтом началом отсчёта своей поэтической карьеры. В сборник вошли свежие стихи и стихотворения написанные на фоне революции 1917 года. По тому времени это был революционный сборник, где уже чётко просматривался стиль поэта и его стремление вложить смысл не только в каждую строчку, но и между строк. В 20-е года поэт принял решение перейти от чистой лирики к эпосу, сам он прокомментировал это решение в 1927 году так:

После этого Пастернак вместе с Маяковским и Каменским входят в ЛЕФ (Левый фронт искусств), главная цель которого была нести литературу в массы, выполняя так называемый социальный заказ. Однако экстаз духовного развития масс быстро иссяк и в этом же году Пастернак покидает ЛЕВ, из-за «ложных и неоправданных ожиданий».

Параллельно с написанием стихов Пастернак занимается переводами и вскоре становится известен, как один из лучших переводчиков Москвы.

В 30-е годы творчество переживает новый виток развития, который длится до 40-х годов. После автор будет делить своё творчество до 40-х и после, так как именно в 40-х годах происходит творческий перелом. Заметим, что в 30-е годы поэт заступился перед Сталиным за некоторых своих коллег по литературному цеху. В частности, Борис вступился за сына и мужа Ахматовой, к сожалению, Гумилёву это не помогло.

В 50-е годы Пастернак больше уделяет внимание глубине строк и подводит во многих своих работах итог жизненного и творческого пути. Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ

Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ.

Посев пастернака на рассаду

Выращивают пастернак рассадным способом, если хотят получить ранний урожай. Также это делают, если в конкретном регионе позднее потепление. Высаживают пастернак в отдельные ёмкости, поскольку он плохо переносит пересадки. В качестве ёмкостей выбирают пластиковые стаканчики или кассеты (в них отдельные слоты для каждого растения). В них должны быть дренажные отверстия. Если таковых нет, то проделайте их.Грунт для пастернака готовится так. Берут почву огорода или сада и добавляют в неё песок (или другие добавки для улучшения структуры). Делается это по той причине, что обычный уличный грунт для пастернака плотный. Его рост в такой почве замедляется. Насыпьте грунт в подготовленные ёмкости так, чтоб до края стаканчиков оставался 1 см. Перед посевом семян грунт пролейте. Разместите в каждой ёмкости по семени, укройте посадочный материал грунтом. Накройте ёмкости плёнкой. Поместите семена в тёплое место, где температура +20ºС. Каждый день открывайте плёнку на 15 минут для проветривания семян. Проверяйте землю на влажность, когда она подсыхает, поливайте посевы. Когда покажется первая зелень, снимите плёнку совсем и разместите пастернак в солнечном месте.

Длительность светового дня — 14 часов. Если вы сеете пастернак, когда света мало, тогда досвечивайте сеянцы. Можно использовать для этого люминесцентные лампы. Через месяц рассаду можно высаживать на грядки. Предварительно сверьтесь с прогнозом погоды. Если погода неподходящая, то дождитесь потепления. Не спешите. За семь дней до высадки закаливайте сеянцы на улице (во дворе или на балконе). Вынесите их в первый день на час, поставьте в затенённое место. Каждый день увеличивайте время ещё на час. Высадка в открытый грунт. Сделайте в почве посадочные ямки для пересадки пастернака. Их глубина должна соответствовать величине земляного кома рассады. Пересаживайте пастернак методом перевалки корней, так растение проще перенесёт пересадку, меньше будет болеть, быстрей приживётся. Перед пересадкой намочите земляной ком рассады. Вытащите растение из ёмкости и поместите в посадочную ямку. Засыпайте её землёй. При этом периодически встряхивайте растение, чтоб грунт укладывался равномерно и не оставалось пустот. После этого примните слегка почву. Пролейте её. Высадите так всю рассаду.

Первые шаги в творчестве

Проба пера приходится на 1910 год. Его первые стихи написаны под впечатлением от поездки с семьей в Венецию и отказа любимой девушки, которой он делает предложение. Один из его коллег пишет, что по форме это были детские стихи, но по смыслу очень содержательные. После возвращения в Москву становится участником литературных кружков «Лирика» и «Мусагет», где читает свои стихи. На первых порах его влечет символизм и футуризм, но позже он выбирает независимый от любых литературных объединений путь.

Борис Пастернак

1913–1914-й – годы наполнены множеством творческих событий. Опубликовано несколько его стихотворений, вышел сборник стихов «Близнец в тучах». Но поэт требователен к себе, считает свои творения недостаточно качественными. В 1914-м он знакомится с Маяковским, который своим творчеством и силой личности оказывает на Пастернака огромное влияние.

В 1916 г. Пастернак живет в Пермской губернии, в уральском посёлке Всеволодо-Вильва, куда его приглашает управляющий химическими заводами Борис Збарский. Работает в конторе помощником по деловой переписке и занимается торгово-финансовой отчётностью. По широко распространенному мнению, Юрятин из знаменитого романа «Доктор Живаго» является прообразом Перми. Посещает Березниковский содовый завод на Каме. Под впечатлением от увиденного в письме к С. П. Боброву называет завод и построенный при нем по европейскому образцу поселок «маленькой промышленной Бельгией».

«Доктор Живаго» и Нобелевская премия

Борис Пастернак с супругой Евгенией Лурье и сыном Евгением. Фотография: theoryandpractice.ru

Борис Пастернак с супругой Евгенией Лурье и сыном Евгением. Фотография: goslitmuz.ru

Борис Пастернак с супругой Ольгой Ивинской. Фотография: theoryandpractice.ru

В 1946 году Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго». Основным прообразом главной героини стала его новая любовь — Ольга Ивинская.

Пастернак писал роман по частям, причем каждую часть он читал на встречах друзей, рассказывал о планах и задумках. Ольга Ивинская, работавшая тогда в одном из отделов журнала «Нового мира», передавала рукописи машинистке Марине Баранович, и та отпечатывала несколько экземпляров

Пастернак тут же раздавал их всем знакомым, а Ивинской говорил: «Ты не жалей, широко давай читать, кто бы ни попросил, мне очень важно — что будут говорить»

После выхода первых глав Ольгу Ивинскую арестовали, пытали, требовали рассказать, о чём будет роман, станет ли он оппозиционным. Ее осудили и отправили в лагеря, где она пробыла 4 года.

В 1955 году Пастернак закончил роман. Однако советские редакции не спешили его печатать. О романе узнал крупный итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли и предложил выпустить произведение. Пастернак согласился и передал экземпляр романа.

Ольга Ивинская просила Фельтринелли опубликовать роман после того, как его напечатает Литиздат. Но советское издательство от романа отказалось, и «Доктор Живаго» вышел в Италии.

Творчество Пастернака, несмотря на гонения внутри страны, высоко ценили за рубежом. В 1958 году на премию Нобеля Пастернака выдвинул лауреат по литературе, французский писатель Альбер Камю. 23 октября 1958 года Шведский комитет присудил Пастернаку звание Нобелевского лауреата и премию с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы».

В этом же году «Доктор Живаго» был нелегально переиздан в Нидерландах на русском языке. Значительную часть этого тиража распространили в 1959 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене.

Выращивание пастернака

А теперь хочу предложить рекомендации по выращиванию пастернака. Сразу предупреждаю, что пастернак не любит кислых почв и свежего навоза — проверено! В таких условиях корешки сильно ветвятся (фото 1).

Грядку готовлю с осени: перед перекопкой вношу перегной и просыпаю золой. Надо отметить, что пастернак светолюбив.

Семена высеваю в конце мая (в зависимости от погоды) во влажную землю. Грядки «притаптываю» для дружных всходов.

Прорываю на расстоянии 10-12 см при наличии 3-4 листочков.

У пастернака очень красивая ажурная зеленая масса, украшение любой грядки. Любит он обильный, но нечастый полив.

Хорошо реагирует на рыхление.

Но, в общем, он неприхотлив. Урожай собираю поздней осенью, хотя в пищу употребляем его уже с августа. Мои наблюдения показали, что недозрелые корешки более сладкие на вкус, а взрослые — более ароматные.

Семенами себя обеспечиваю посадкой 3-4 здоровых корнеплодов весной (фото 2). Уход такой же, как и за грядкой, но дважды удобряю комплексными удобрениями и для профилактики появления тли обрабатываю уксусным раствором: 1 стакан уксуса (9%) на 10 л воды, обрабатываю утром в сухую погоду.

Пастернак мы используем и в сыром виде, как добавку в салаты и геркулесовую кашу на завтрак (фото 3), в первые и вторые блюда.

Неповторимый вкус и аромат придает он борщу. Но особенно хорош пастернак в консервациях. Кабачки, огурцы, салаты с пастернаком превращаются в настоящий деликатес!

Надеюсь, что мой опыт поможет читателям поселить этот чудо-корешок на своих грядках. Поверьте, он вас не разочарует, а напротив, подарит много жизненной энергии, поднимет тонус!

Д.Шунтова Запорожской обл.

ВСЁ О ПАСТЕРНАКЕ ЧТО ВАМ НУЖНО ЗНАТЬ!

Watch this video on YouTube

Смерть

Травля со стороны коллег и общественности подкосила его здоровье. В апреле 1960 года у Пастернака развивается тяжелый недуг. Это была онкология с метастазами в желудке. В больнице возле его постели дежурит Зинаида.

Борис Пастернак в последние годы

В начале мая к нему приходит осознание, что болезнь неизлечима, и нужно готовиться к смерти. 30 мая 1960 года его не стало. Зинаида уйдет из жизни через 6 лет, причина смерти – та же, что и у Пастернака.

Могила Бориса Пастернака

На его похороны, несмотря на недоброжелательное отношение властей, пришло много народа. Среди них были Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Наум Коржавин и другие. Его могила находится на кладбище в Переделкино. Вся семья похоронена там же. Автором памятника на месте захоронения Пастернака является скульптор Сарра Лебедева.

«Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать», К. М. Симонов, главный редактор «Нового мира», также отреагировал отказом : «Нельзя давать трибуну Пастернаку!». Публикация романа на Западе — сначала в Италии в 1957 гoду прокоммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, при посредничестве известного философа и дипломата сэра Исайи Берлина — привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л. И. Ошанин, А. Безыменский, Б. A. Слуцкий, С. A. Баруздин, Б. Н. Полевой и многие другие (см. стенограмму заседания Общемосковского собрания писателей в разделе «Ссылки»). Следует отметить, что отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. В. Набоковым.

Личность посреди бури политических перемен

Как уже отмечалось, в беспокойные революционные годы Пастернак в своем творчестве старался обходить стороной политические перипетии. Он считал, что долг поэта — оставаться вне политики и служить только искусству. За эти взгляды творчество Пастернака в 1920-е годы зачастую подвергалось критике. Его упрекали в том, что он недостаточно активно поддерживал советскую власть, посвящал свои произведения отвлеченным темам, вместо того чтобы воспевать революцию, как это делал, например, Маяковский.

В 1922 году был опубликован сборник стихотворений «Сестра моя — жизнь», большинство входивших туда текстов были написаны еще в 1917 году. В отличие от многих современников, обращавшихся в своих стихах к переменам в стране, Пастернак делает упор на изображение внутреннего мира лирического героя.

Однако нельзя сказать, что между Пастернаком и советской властью был серьезный конфликт, ведь он все-таки поддержал революцию и даже был членом литературного сообщества «ЛЕФ», прославлявшего новый строй.

Путь к званию лучшего советского поэта

Во второй половине 1920-х годов в биографии Пастернака происходят резкие изменения. Он, вероятно под влиянием критики, пытается писать более простые, понятные стихи, а также вводит в свое творчество размышления о судьбе страны и детали советской жизни. Это ярко видно на примере сборника «Второе рождение», опубликованного в 1932 году. Текст «К Октябрьской годовщине», написанный в 1927 году, Пастернак оканчивает фразой о советском государстве: «Мы — первая любовь земли».

Эти изменения стиля и тем творчества писателя привели ко взрыву благожелательности и восхищения со стороны его коллег, поддерживающих большевистский режим. Пастернак был членом Союза писателей, и в 1934 году Бухариным было выдвинуто предложение признать его лучшим поэтом СССР. Пастернак не был рад этой роли, так как сохранял стремление отдалиться от партийности и считаться самостоятельным творцом. К тому же, конечно, Пастернак был недоволен самоуправством Сталина и его расправой со свободомыслящей интеллигенцией.

Во второй половине 1930-х годов Пастернак почти не пишет стихов. Все свое время он отдает переводам — Шекспира, Гете, Рильке, различных грузинских поэтов и многих других авторов

Это становится еще одной важной вехой в биографии Бориса Пастернака

Первые литературные опыты

Валерий Авдеев. Портрет Бориса Пастернака. 1942—1943. Чистопольский мемориальный музей Бориса Пастернака, Чистополь, Республика Татарстан

Леонид Пастернак. Борис Пастернак, пишущий письмо (фрагмент). 1919. Современная галерея Тейт, Лондон, Великобритания

Леонид Пастернак. Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря (фрагмент). 1910. Чистопольский мемориальный музей Бориса Пастернака, Чистополь, Республика Татарстан

Борис Пастернак родился в Москве, в семье художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Рос будущий писатель в творческом окружении: в гостях у Пастернаков бывали Лев Толстой, Василий Поленов, Исаак Левитан, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин. Под влиянием Скрябина будущий писатель увлекся музыкой — занимался по программе консерваторских курсов и даже написал две сонаты для фортепиано.

Учёба в гимназии давалась легко, Пастернак окончил её с золотой медалью. А вот с будущей профессией долго определиться не мог: сначала поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем перевёлся на философское. В 1912 году он учился в Марбурге в Германии на летних курсах у философа, профессора Германа Когена, но вскоре вместе с родными уехал в Венецию. После итальянских каникул Пастернак поселился в Москве, окончил университет, но диплом не забрал: документ так и остался в архиве на Воробьёвых горах.

В это время Пастернак пробовал писать стихи. Его привлекали разные литературные объединения. Поэт участвовал во встречах московского издательства символистов «Мусагет», был членом футуристской литературной группы «Центрифуга». В 1913 году Пастернак опубликовал своё первое стихотворение в сборнике группы поэтов «Лирика», а уже в конце этого же года выпустил собственную книгу стихотворений «Близнец в тучах». Через три года вышел и второй сборник Пастернака — «Поверх барьеров».

В начале 20-х годов Борис Пастернак познакомился с Маяковским в литературном объединении «ЛЕФ», поддерживал эпистолярную дружбу с Мариной Цветаевой и другими деятелями искусств в эмиграции.

Питательная ценность пастернака

В скобках приведен процент от дневной нормы потребления. Питательная ценность приведена из расчета на 100 грамм свежего сырого пастернака по информации от Министерства сельского хозяйства США.

Общие сведения: энергетическая ценность — 75 килокалорий (4%); углеводы — 17,99 грамм (14%); белок — 1,20 грамма (2%); жиры — 0,30 грамма (1%); холестерин — 0 миллиграмм (0%); клетчатка, входящая в состав пищи — 4,9 грамма (13%).

Витамины: фолаты — 67 микрограмм (17%); никотиновая кислота — 0,700 миллиграмма (4%); пантотеновая кислота — 0,600 миллиграмма (12%); пиридоксин (витамин B6) — 0,90 миллиграмма (7%); рибофлавин (витамин B2) — 0,050 миллиграмма (4%); тиамин (витамин B1) — 0,090 миллиграмма (7,5%); витамин A — 0 международных единиц (МЕ, IU) — 0%; витамин C — 17 миллиграмм (29%); витамин K — 22,5 микрограмм (19%).

Электролиты: натрий — 10 миллиграмм (<1%); калий — 375 миллиграмм (8%).

Минералы: кальций — 36 миллиграмм (3,5%); медь — 0,120 миллиграмма (13%); железо — 0,59 миллиграмма (7,5%); магний — 29 миллиграмм (7%); маргацец — 0,560 миллиграмм (24%); фосфор — 71 миллиграмм (10%); селен — 1,8 микрограмма (3%); цинк — 0,59 миллиграмма (5%).

Фитонутриенты: альфа-каротин (α-каротин) — 0 микрограмм; бета-каротин (ß-каротин), которым богата морковь — 0 микрограмм; бета-криптоксантин (ß-криптоксантин) — 0 микрограмм; лютеин-зеаксантин — 0 микрограмм.

Анализ стихотворения «Август» Пастернака

Последние годы жизни Пастернака были очень непростыми. Еще до публикации на Западе романа «Доктор Живаго» поэт и писатель почувствовал усиливающееся на него со стороны власти давление. Переживания и боязнь за собственную судьбу привели к тому, что в 1952 г. Пастернак пережил инфаркт. Почувствовав близкое дыхание смерти, он начал легче относиться к своей жизни. В 1953 г. Пастернак написал стихотворение «Август», в котором открыто говорит о своей вероятной скорой кончине.

Стихотворение начинается с описания обычного раннего утра. Лирический герой просыпается в своей постели и внезапно обнаруживает, что его подушка мокрая. Ища причину, он вспоминает свой необыкновенно яркий сон. Автору снилась собственная смерть и похоронные проводы. Он ясно видел множество друзей, участвующих в процессии.

Происходит ключевой момент стихотворения и сна лирического героя: один из провожающих его в последний путь с опозданием вспоминает, что в этот день отмечается православный праздник — Преображение Господне («шестое августа по старому»). В народе этот праздник пользовался большой популярностью и назывался «Яблочный Спас». Он считался днем подведения определенных годовых итогов, началом осени и времени сбора урожая. В этот праздник «свет без пламени… с Фавора» (гора в Израиле, на которой три апостола стали свидетелями Преображения Иисуса Христа) разливается над всей землей.

Пастернак перед лицом близкой смерти уже не боится возможных преследований, поэтому смело вводит в произведение религиозную тематику. Он видит «казенную землемершу» — смерть, которая уже давно ждет его на кладбище. Финальная часть стихотворения — «провидческий голос» поэта, прощающийся с земной жизнью. Лирическому герою не жалко расставаться с материальными ценностями. Он уже осознал их бесполезность. Поэт прощается с «лазурью преображенской», «годами безвременщины», а самое главное, — с «творчеством и чудотворством». Он прожил долгую жизнь, насыщенную как радостями, так и «бездной унижений». Покидая этот мир, он жалеет лишь о том, что теряет свой бесценный божественный дар — возможность творить.

Пророческий сон Пастернака сбылся не сразу. Поэт прожил еще семь лет. Но эти годы стали самыми тяжелыми в его жизни. Смертельно больного человека ждали ожесточенная травля за публикацию «Доктора Живаго», вынужденный отказ от Нобелевской премии, предательство бывших друзей и знакомых. В каком-то смысле смерть Пастернака в 1960 г. стала для него долгожданным избавлением от страданий.

Портретист, исследователь, основатель ленинианы

Леонид Пастернак. Поздравление. 1914. Государственная Третьяковская галерея

Леонид Пастернак. Сыновья Борис и Александр. После 1890. Частное собрание

Леонид Пастернак. Лидия и Жозефина. 1908

В 1905 году Петербургская академия художеств избрала Пастернака академиком живописи, но с началом революции и беспорядков в Москве семья уехала в Германию. В Берлине Леонид Пастернак устроил выставку своих работ и писал портреты на заказ.

Вскоре Пастернаки вернулись в Москву. В 1910-х годах художник написал множество портретов культурных деятелей и политиков России и Европы. В его портретной галерее появились композиторы Александр Скрябин и Сергей Рахманинов, литераторы Максим Горький и Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, микробиолог Илья Мечников, английский режиссер Генри Крэг, создатель идеологии анархо-коммунизма князь Петр Кропоткин. Также Леонида Пастернака считают одним из основателей ленинианы. Он первым из художников академического направления начал делать зарисовки Владимира Ленина и других революционных деятелей на съездах и собраниях.

В начале 20-х годов Пастернаки с дочерьми эмигрировали в Германию. В Берлине художник продолжил писать портреты литераторов, художников и ученых. Среди них был и Альберт Эйнштейн. С ним супружеская пара познакомилась на музыкальном вечере в советском посольстве, где Розалия Пастернак аккомпанировала на фортепиано играющему на скрипке ученому.

Тогда же Пастернак заинтересовался темой еврейства в истории искусства: выпустил монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве», 2 альбома о деятелях еврейской культуры. В 1924 году Леонид Пастернак участвовал в Палестинской историко-этнографической экспедиции, откуда привез десятки этюдов и рисунков, чтобы включить их в монографию. В Германии прошли персональные выставки Пастернака в 1927 и 1932 годах.

Леонид Пастернак. Портрет Льва Толстого. 1908

Леонид Пастернак. Портрет О.С. Цетлина и Д.В. Высоцкого. За чашкой кофе. 1913. Курская областная картинная галерея имени А.А. Дейнеки

Леонид Пастернак. Дирижер В.И. Сук. Не ранее 1906. Донецкий областной художественный музей, Украина

Однако в тот период в стране уже начали проявляться нацистские настроения: почти весь тираж монографии Пастернака с воспоминаниями о Толстом сожгли, следующую выставку запретили. Когда к власти пришел Адольф Гитлер, порядки совсем ужесточились. Переговоры о возвращении в Советский Союз затянулись. В 1935 году, когда вышли Нюрнбергские расовые законы, Пастернаки переехали в Лондон. Там прошла еще одна персональная выставка художника.

23 августа 1939 года, за несколько дней до начала Второй мировой войны, скончалась Розалия Пастернак. Художник продолжал работать над полотнами. Последней и уже незаконченной его работой стал портрет Владимира Ленина. Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.

Сегодня работы Леонида Пастернака хранятся в известных российских музеях и за рубежом — в Париже, Лондоне, Оксфорде, Бристоле — а также в частных коллекциях. 

Глава первая

1

В искатели благополучия Писатель в старину не метил. Его герой болел падучею, Горел и был страданьем светел.

Мне думается, не прикрашивай Мы самых безобидных мыслей, Писали б, с позволенья вашего, И мы, как Хемингуэй и Пристли.

Я тьму бумаги перепачкаю И пропасть краски перемажу, Покамест доберусь раскачкою До истинного персонажа.

Зато без всякой аллегории Он — зарево в моем заглавьи, Стрелок, как в песнях Черногории, И служит в младшем комсоставе.

2

Все было громко, неожиданно, И спор горяч, и чувства пылки, И все замолкло, все раскидано. Супруги спят. Блестят бутылки.

С ней вышел кто-то в куртке хромовой. Она смутилась: «Ты, Володя? Я только выпущу знакомого». — А дети где? — «На огороде.

Я их тащу домой, — противятся». — Кого ты это принимала? — «Делец. Приятель сослуживицы. Достал мне соды и крахмалу.

Да, подвигам твоим пред родиной Здесь все наперечет дивятся. Все говорят: звезда Володина Уже не будет затмеваться.

Особенно с губою заячьей Пристал как банный лист поганый: — Вы заживете припеваючи…» — Повесь мне полотенце в ванну.

3

Ничем душа не озадачена Его дрожащей половины. Набит нехитрой всякой всячиной, Как прежде, ум ее невинный.

Обыкновенно напомадится, Табак, цыганщина и гости. Как лямка, тяжкая нескладится, И дети бедные в коросте.

А он не вор и не пропойца, Был ранен, захватил трофеи… И он, раздевшись, жадно моется И мылит голову и шею.

4

Ах это своеволье Катино! Когда ни вспомнишь, перепалка Из-за какой-нибудь пошлятины. Уйти — детей несчастных жалко.

Детей несчастных и племянницу. Остаться — обстановка давит. Но если с ней он и расстанется, Детей в обиде не оставит.

Он надышался смертью, порохом, Борьбой, опасностями, риском И стал чужой мышиным шорохам И треснувшим горшкам и мискам.

Он не изменит жизни воина, Бесстрашью братии бродячей, Лесам, стоянке неустроенной, Боям, поступкам наудачу!

А горизонты с перспективами! А новизна народной роли! А вдаль летящее прорывами И победившее раздолье!

А час, пробивший пред неметчиной, И внятно — за морем и дома Всем человечеством замеченный Час векового перелома!

Ай время! Ай да мы! Подите-ка Считали: рохли, разгильдяи. Да это ж сон, а не политика! Вот вам и рохли! Поздравляю.

Большое море взбаламучено! И, видя, что белье закапал, Он все не попадает в брючину И, крякнув, ставит ногу на пол.

5

«Дай мне уснуть. Не разговаривай. Нельзя ли, право, понормальней». Он видит сон. Лесное зарево С горы заглядывает в спальню.

Он спит, и зубы сжаты в скрежете. Он стонет. У него диалог С какой-то придорожной нежитью Его двойник смешон и жалок.

«Вам не до нас, такому соколу. В честь вас пускают фейерверки. Хоть я все время терся около, Нас не видать, мы недомерки.

Не пью и табаку не нюхаю, Но, выпив на поминках тети, Ползу домой чуть-чуть под мухою. Прошу простить. Не подвезете?

Над рощей буквы трехаршинные Зовут к далеким идеалам. Вам что, вы со своей машиною, А пехтурою, пешедралом?

За полосатой перекладиной, Где предъявляются бумаги, Прогалина и дачка дядина. Свой огород, грибы в овраге.

Мой дядя жертва беззакония, Как все порядочные люди. В лесу их целая колония, А в чем ошибка правосудья?

У нас ни ведер, ни учебников, А плохи прачки, педагоги. С нас спрашивают, как с волшебников, А разве служащие — боги?»

— Да, боги, боги, слякоть клейкая, Да, либо боги, либо плесень. Не пользуйся своей лазейкою, Не пой мне больше старых песен.

Нытьем меня своим пресытили, Ужасное однообразье. Пройди при жизни в победители И вою ей диктуй в приказе.

Вертясь, как бес перед заутреней, Перед душою сердобольной, Ты подменял мой голос внутренний. Я больше не хочу. Довольно.

6

«Володя, ты покрыт испариной. Ты стонешь. У тебя удушье?» — Во сне мне новое подарено, И это к лучшему, Катюша.

Давай не будем больше ссориться. И вспомним, если в стенах этих Оно когда-нибудь повторится, О нашем будущем и детях. —

Из кухни вид. Оконце узкое За занавескою в оборках, И ходики, и утро русское На русских гордских задворках.

И золотая червоточина На листьях осени горбатой, И угол, бомбой развороченный, Где лазали его ребята.

Травля Пастернака и посмертная реабилитация

Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Тамизи Найто, Арсений Вознесенский, Ольга Третьякова, Сергей Эйзенштейн и Лиля Брик. Фотография: russiainphoto.ru

Борис Пастернак. Фотография: strana.ru

Борис Пастернак и Анна Ахматова. Фотография: litfund.ru

Хотя Пастернака впервые номинировали на Нобелевскую премию еще в 1946 году, в Советском Союзе все равно считали, что награду ему вручили именно из-за «антисоветского» романа. Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», а в газете «Правда» появился фельетон, в котором «Доктора Живаго» назвали «литературным сорняком».

Пастернака исключили из Союза писателей. По всей стране на заводах и в колхозах, в вузах и учреждениях культуры проходили собрания. Участники выступали против писателя-«предателя» и его творчества. Роман осуждали даже те, кто его не читал.

Постоянные выпады и обвинения со стороны бывших коллег, выступления в прессе и давление на Ивинскую принесли свои результаты. Пастернак телеграфировал в Нобелевский комитет: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ».

Но отношение к Пастернаку это все равно не изменило. Московские писатели выступали за высылку писателя из страны. Не присоединились только молодые поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина. Обращаясь к Союзу писателей, Борис Пастернак говорил: «Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно через несколько лет вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз».

Борис Пастернак. Фотография: theoryandpractice.ru

Борис Пастернак. Фотография: theoryandpractice.ru

Борис Пастернак. Фотография: memo.ru

Пастернаку запретили иностранные переписки, встречи с зарубежными гостями и выезд за границу.

От депортации Пастернака спас телефонный звонок Хрущёву от премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и подготовленное спецслужбами «покаянное письмо», которое поэт был вынужден подписать. Его опубликовали в газете «Правда» в ноябре 1958 года. В нём были такие строки: «У меня никогда не было намерений принести вред своему государству и своему народу. Редакция «Нового мира» предупредила меня о том, что роман может быть понят читателями как произведение, направленное против Октябрьской революции и основ советского строя. Я этого не осознавал, о чем сейчас сожалею».

Через 2 года поэта не стало.

В 1987 году Борис Пастернак был реабилитирован и его посмертно вернули в Союз писателей СССР. Через год журнал «Новый мир» опубликовал роман «Доктор Живаго», а Шведская академия признала недействительным вынужденный отказ от награды, и в 1989 году на официальной церемонии Нобелевский диплом и медаль Бориса Пастернака передали его старшему сыну Евгению.

Дружба с московскими литераторами

Вскоре Пастернак окончательно отказывается от занятий философией и погружается в московскую литературную среду

К этому важному этапу биографии писателя относятся его юношеские тексты, написанные зачастую под влиянием популярных в то время направлений искусства. Ранние литературные пробы Пастернака во многом обусловлены в первую очередь знакомством с футуристами

Он входил в группу «Лирика», затем участвовал в футуристской «Центрифуге»

Большое внимание на него оказало знакомство с Владимиром Маяковским. В 1913 году выходит первый сборник поэта — «Близнец в тучах»

Однако далеко не все, что было характерно для футуристов, нравилось Пастернаку. Ему была чужда скандальность, с которой футуристам свойственно было присутствовать в публичной сфере, он не любил эпатажа.

Пастернак видел в футуризме совсем другое: он извлекал из него те вещи, о которых вспоминают не все, думая о футуризме. Во-первых, он симпатизировал футуристской идее о слиянии разных типов искусств. Как уже было сказано, в силу некоторых причин биография Бориса Пастернака полна тесными знакомствами и с живописью, и с музыкой, и с философией. Это оказало сильнейшее влияние на формирование его взглядов, и в последующем его творчестве, хоть и ограниченном областью литературы, разные искусства все же сплетаются.

Во-вторых, Пастернаку было интересно, как футуристы обращаются со словом. В этом вопросе он был таким же новатором, как они.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации